Истоки добровольчества

В наше время, людей,  делающих добрые дела и выполняющих какое-либо служение,  называются волонтерами или добровольцами. Этих людей выделяют в отдельно взятую социальную группу как неких альтруистов, желающих заботиться не только о себе.

Чтобы понять, кто это за люди и что это за направление деятельности, мы предлагаем вспомнить истоки добровольчества.

В христианстве любое делание добра напрямую связано с понятиями добродетелей. Милосердие, целомудрие, воздержание, терпение, кротость, смирение, нестяжание, как и сами понятия мужества, справедливости, веры, надежды и любви всегда связаны с проявлением любви по отношению к Богу и людям. Ибо сказано «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).  А также: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5).

Если мы посмотрим на развитие человеческой мысли на протяжении веков, то окажется что человек находил сам смысл жизни в доброделании.

Ветхий Завет описывает историю мира с самого создания человека и повествует о том, что человек создан по подобию и образу Бога Творца Неба и Земли, а значит, человек создан совершенным. Все заповеди Божии учат человека развивать в себе добродетели и уничтожать в самом себе грех.

Античный мир перед Рождеством Христовым и впервые века развития христианства характеризируется различными философскими течениями, которые поднимают вопрос  о добродетелях. Господствует эллинизм (язычество), которое  имеет много общих черт  с христианством. Например, такой великий философ как Сократ (470/469 г. до н. э.) доказывал необходимость знания для добродетели и ставя последнюю в зависимость. Более того, указывал, что достижение добродетели это цель жизни.

Платон (429 и 427 до н. э.) и его последующие ученики (например, Плутарх Херонейский), считали, что внешние цели философии достигаются чрез благочестие и богопознание.

Римский стоик Сенека (3-65 по Р.Х.)  видит высшее благо, как разумную жизнь, добродетельную жизнь; или саму жизнь как добродетель. Говоря о том, что если на трон жизни возводиться удовольствие, тот добродетель делается рабыней. То есть добродетель не нуждается ни в каких посторонних добавлениях, но в себе самой носит все условия счастья.

С приходом христианства понятия добродетелей становятся еще более глубокими. «Закон говорит: не убий; а Я говорю: не гневайся во все», — заповедует нам Иисус Христос, а также добавляет: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17).

Нравственное  учение Иисуса Христа — высоко, глубоко и чисто. Оно изложено в различных местах евангелий, Заповеди блаженств говорят о нищете духом, кротости, милосердии, простоте и чистоте сердца, прощении даже врагов, любовь к Богу и к людям. Любовь, все покрывающая — основной признак христианской морали.“Потому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35); “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин.15:13).

Впервые века нашей эры, во времена гонения и преследования христиан, общество и народ были враждебны к христианству. Люди, присматриваясь внимательно к христианам, ближе знакомясь с ними, убеждались не только в полной невинности христиан в отношении ко всем возведенным на них обвинениям, но и в высоких достоинствах христиан и добродетелях их жизни, начинали любить христиан и массами обращаться в христианскую Церковь. Вот почему в начале IV в., во время гонения Максимилиана Дазы, возможны были такие случаи, что язычники укрывали христиан.

Идеал христианской жизни и его истинная красота состоит в познании Бога и себя самого, в поражении страстей и умножении христианской любви. Именно это сплотило в единое братство столь разнородных людей, богатых и бедных, ученых и неученых, свободных и невольников, греков и варваров. Христиане не только любили людей, как братьев по вере, но и как сыновей единого небесного Отца. Отмечалась самоотверженность христиан, например, во время опустошительной чумы, как это было при Дионисии Александрийском и при Киприане в Карфагене, бедных и больных выбрасывали из домов как опасных, а  христиане подбирали их для лечения.

То есть история мира подтверждает, что добродетель это норма человеческой жизни, её неотъемлемая часть и её смысл. А христиане — это единая церковь (Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13), основанная и руководимая Иисусом Христом, Сыном Божиим, освящаемых Духом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения души. Каждый отдельный христианин выступает неким примером для подражания остальным, поэтому особо должны заботиться о своем благочестии и чистоте. Однако, человек не есть в Церкви элемент механический, не человек пассивный. А напротив,  человек участвующий своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. Поэтому мы, христиане, последователи своих предшественников, должны прилагать особые усилия в делании добра.

Добровольчество ныне часто связано также с понятиями благотворительности и благостыни. Мы хотели бы тут вспомнить, что само понятие благотворительности и благостыни в церковнославянском языке означает делание другим людям добра или сотворения блага с добрым намерением, делание с желанием прийти на помощь другому человеку. Вот некоторые термины и их значение  в церковнославянском языке:

  • Благодетельство [пер. с церковнославянского] это благотворение, делание другим добра; благодеяние, доброе дело, готовность прийти на помощь.
  • Благостыня [пер. с церковнославянского] это справедливость, честность, порядочность; добро, полное благо.
  • Благочестивый [пер. с церковнославянского] набожный, благоговейный человек.
  • Благочестие [пер. с церковнославянского] истинное почитание Бога, благоговение к Богу. То есть само понятие чести всегда было связано с честностью перед самим собой и Богом.
  • Благообразный [пер. с церковнославянского] приличный, достойный, уважаемый.
  • Доброта [пер. с церковнославянского]  красота. Красота злой не бывает, а злое не бывает красивым.
  • Добротворец [пер. с церковнославянского]человек, делающий прекрасным окружающее, сообщающий красоту.
  • Добротолюбие [пер. с церковнославянского]это склонность к добрым делам, любовь к добродетели.
  • Добродеющие [пер. с церковнославянского] это люди, жертвующие на храм.
  • Благотворение [пер. с церковнославянского] благодеяние, доброделание, значит сделать с добрым намерением, сотворить во благо, сделать к добру.
  • Добродетель [пер. с церковнославянского] это доброе качество, совершенство, величие.

Для создания статьи использованы источники: 

  • Ветхий и Новый Завет.
  • История Христианской Церкви, Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931).
  • Церковно-славянский словарь.

На заметку некоторые русские пословицы:

  • Доброе дело само себя хвалит.
  • В ком добра нет, в том и правды мало.
  • От добра древа добрый плод.
  • Добрая слава дороже богатства.
  • Доброе дело и в воде не тает (не тонет).
  • Добра соль, а переложишь, рот воротит.
  • Не хвались родителями, хвались добродетелями.