Первые шаги в храме

ЧТО ТАКОЕ ХРАМ, ИКОНЫ, СВЕЧИ? КТО ТАКИЕ СВЯЩЕННИКИ?

«Храм – грань, соединяющая землю с небом, или земное небо. В нем истинная стихия душ наших; тут наша духовная пища, наше духовное питие, сладость, красота нетленная, сила, свет, обновление, слава истинная, мудрость; тут тихое пристанище от бурь греховных, неизбежных в мире, чистилище или измовение от греховных скверн, сокровищница и богатство нетленное; тут источник жизни Божией и предначинание жизни небесной, праведной, святой; тут теснейшее единение с Богом и со всеми святыми. Неоцененное сокровище для христианина – храм». Св. прав. Иоанн Кронштадтский

 Что такое храм?

Христианин призван обращаться к Богу, возносить к Нему молитвы, где бы он ни находился – дома, в пути, в храме. Храм есть великое и святое место, где особым образом невидимо присутствует Сам Бог. Поэтому мы  должны входить в храм с молитвой, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время Богослужения не нужно разговаривать, смеяться. В храме …все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор.14,40).

Для чего же собираются верующие в храм?

— для участия в общественной молитве, то есть в богослужении;

— для участия в Таинствах, через которые входят в невидимое таинственное общение с Богом;

— для слышания Слова Божия;

— для получения назидания, наставления в христианской жизни.

С какими чувствами мы должны входить в храм? Вера, благоговение, страх Божий. Вера в Бога – есть искреннее и твердое убеждение в Его существовании. Благоговение рождается от понимания величия Божия. Страх Божий – есть тот особенный страх, «который рождается не от опасения наказаний и не от желания наград, но от великой любви. Это такой страх, которым сын страшится нежнейшего отца, или брат брата, или друг друга; здесь мы не боимся наказания или укоризн, но малейшего оскорбления любви…» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин). Таким образом, это высшая форма любви к Богу, то есть боязнь удалиться от Него через наши грехи.

Церковное богослужение

Служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину (порядку) во главе со священнослужителем (епископом или священником), называется богослужением. Когда служение Богу совершается  пастырем Церкви в храме по установленному чину при участии верующих, оно называется общественным богослужением, а когда произносится верующим наедине – частным (утреннее и вечернее правило). Начало богослужения можно отнести к первым людям; Бог дал заповедь посвящать седьмой день недели служению Богу. В богослужении людей после грехопадения, кроме молитв, Господь установил жертвоприношения. Жертва выражает мысль, что все, что мы имеем, не наше, а Божие. Такое соединение молитвы и жертвоприношения призвано напоминать людям, что Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей Сын Божий Иисус Христос, Спаситель мира.

Устройство храма

Во времена пророка Моисея, по повелению Божию, была устроена скиния (первый ветхозаветный храм Единому Истинному Богу). Впоследствии царем Соломоном был построен в Иерусалиме каменный храм, который был разделен на три части: святое святых, святилище и двор.

Новозаветный православный храм устроен по образу ветхозаветного и также делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор. Как святое святых ветхозаветного храма, так и алтарь в православном храме означает Царство Небесное. В ветхозаветные времена в святое святых никто не мог входить, только священник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека, и первосвященник, прообразуя Христа, предсказывал таким действием, что Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. В православном храме вход в алтарь открыт только священнослужителям и людям, имеющим благословение им помогать. Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом. В алтаре совершается главное чудо и таинство христианской Церкви – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, именуемые также Святыми Дарами. Происходит это таинство во время службы, которая называется Божественная  Литургия (в переводе с греч. – «общее дело»). Литургия состоит из трех частей и начинается чином проскомидии или приношения, когда священник, вспоминая события Рождества Христова и Его добровольной жертвы, приготавливает специальным образом хлеб и вино для их дальнейшего преложения.

Именно во время проскомидии священник молится о крещеных людях, имена которых мы подаем в записках на Литургию, и вынимает за них частицы из просфор.

По окончании проскомидии начинается вторая часть Божественной Литургии – «литургия оглашенных», здесь вспоминается земная жизнь Спасителя и Его проповедь, читаются апостольские послания и Евангелие. Заканчивается эта часть молитвой об оглашенных, после чего все, кто еще не принял святое Крещения, должны были покинуть храм. Последняя, важнейшая часть Божественной Литургии называется «литургия верных», в ней вспоминается Тайная Вечеря — последняя перед Распятием совместная трапеза Господа с учениками, когда Он Сам установил Таинство Евхаристии (Причащения). Часто образ Тайной Вечери в иконостасах православных храмов помещается прямо над Царскими вратами. Центральным моментом Литургии является совместное моление о ниспослании Святого Духа на Святые Дары, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и причащение Ими верующих. Для причащения чашу со Святыми Дарами священнослужители выносят из алтаря в храм через центральные врата иконостаса. И поскольку в Святых Дарах присутствует Сам Царь Славы Господь Иисус Христос, то эти врата называют «Царскими», боковые же именуют «дьяконскими».

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть, где стоят все верующие христиане, так как теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор. Раньше здесь стояли оглашенные, которые готовились к Таинству Крещения; теперь обычно в притворе стоят те, кому не хватило места в средней части храма.

Схема «Устройство храма» (престол, жертвенник, иконостас, солея, амвон, клиросы, аналой, канун).

Три степени священства

По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископы, пресвитеры (священники) и диаконы. Все они называются священнослужители, так как через Таинство Священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой: совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

Епископы (архиереи) составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати, могут совершать все Таинства и все церковные службы. Им принадлежит право посвящать (рукополагать) в священнослужители, освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

Священники (иереи) составляют второй священный чин после епископа. Они могут совершать с благословения епископа все Таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Христианская община, подчиненная ведению священника, называется приходом.

Диаконы составляют третий, низший священный чин. Они служат епископу или священнику при богослужении и совершении Таинств, но сами совершать их не могут.

Все духовенство разделяется на «белое» — состоящее в браке, и «черное» — монахов.

Псаломщики, пономари, иподиаконы принадлежат к числу церковнослужителей и поставляются на должность не через Таинство Священства, а по архиерейскому благословению.

Служение мирян в Церкви

Певчие, чтецы, алтарники, свечницы, сестры милосердия, прихожане, преподаватели воскресной школы.

 Икона

Иконой или образом называется изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов или святых угодников. Оно освящается через чтение особых молитв и окропление святой водой.

«Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — эти слова были записаны в решениях VII Вселенского собора в 787 году, когда в Церкви было узаконено иконопочитание.

Христиане не поклоняются иконе, а почитают ее как святыню, как окно в Царство Небесное, а поклоняются же изображенным на ней.

Для Бога святые иконы служат орудием проявления Его Божественной силы: через них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней.

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнесите мысленно молитву, дважды перекреститесь с поясными поклонами и приложитесь к иконе в знак любви и почитания к изображенному на ней. После чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь. Не следует целовать лик на иконах.

В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.

Возжжение свечей

Светильники в храме всегда имели духовно-символическое значение. «Лампады и свечи суть образ вечного света, а также означают свет, которым сияют праведники», — говорил святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII век).

Свечи, которые покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, это добровольная жертва Богу и храму Его. Жертва – это то, что человек отдает, не получая взамен материального эквивалента отданному. Жертва – это дар, выражение нашей любви тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца.

Свеча выражает теплоту любви человека к Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов Которых верующий ставит свою свечу. И если нет любви и почитания, то свечи не имеют никакого значения, наша жертва напрасна. Св. прав. Иоанн Кронштадский: «Если ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу».

Дорогая свеча вовсе не «благодатнее» маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча у иконы праздника (на аналое в центре храма) или чтимой иконы, затем к мощам святого, если они имеются в храме, потом святому, имя которого носите, а также к любой другой иконе Господа или святых, которых вы хотите почтить.

За усопших ставят свечи на канун с молитвой о них: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии – «Господи, помилуй» или «Господи, помоги», или высказать благодарность.

Суеверия, связанные со свечами: какой рукой ставить и передавать, потухла ли, опалять ли нижний конец свечи, когда ставишь и т.д. и т.п.

Как правильно написать записку, какие бывают требы

Так учит Священное Писание: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.2,1-4).

Церковная записка должна быть аккуратно, разборчиво написана, так как она выносится в алтарь и читается перед святым Престолом во время богослужения. Записка похожа на богослужебную книгу, поэтому есть некоторые правила оформления записок.

Вверху изображается восьмиконечный православный крест, затем пишется «О здравии» или «О упокоении». Имена пишутся в родительном падеже (поминаем «кого?»); первыми указываются имена священников, которые принимают участие в духовной жизни человека; все имена даются в церковном написании (например, Иоанна, а не Ивана; Георгия, а не Юрия) и полностью (Александры, но не Саши). В записке указывают только имена крещеных в Православии и не самоубийц. Перед именем пишется только иер., прот., (священный сан), мл. (младенец), новопреставленный (новопр.), приснопоминаемый (приснопом.). Подаются записки до начала Литургии (накануне вечером или рано утром до начала службы).

Проскомидия самое важное поминовение живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружаются в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв (о живых — заказывается за тех, кто причащается, хотя бы и не часто; за усопших – за каждого крещенного).

На обедню подаются записки о живых или умерших православных христианах для усугубления проскомидийного поминовения. В этих записках разрешается поминовение крещеных людей, не ведущих активного церковного образа жизни (в отличие от проскомидийного поминовения). Обеденное поминовение совершается священником или его помощниками тайно у престола во время сугубой ектеньи.

Поминовение на ектенье. Велегласное (вслух в храме) поминовение живых христиан совершается на сугубой ектеньи «Рцем вси…». В сугубую ектению могут включаться специальные прошения (например, «Врачу душ и телес», «благодарственное прошение»).

Требы – особые богослужения, совершаемые по духовной потребности отдельного христианина. Особые церковные молитвы, или требы, существуют почти на каждый случай жизни: от наречения имени родившемуся младенцу до погребения умерших. Такие молитвы содержаться в богослужебной книге, именуемой «Требник».

Например,  панихида – молитва об умерших, которая служится на 3-й, 9-й, 40-й дни и в годовщину после смерти.

Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Пресвятую Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. Молебны также бывают на освящение воды, дома, машины, на начало учебного года и т.д.

В храме молебны совершаются перед Литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.

ПАМЯТКА для желающего подать записку о живых и усопших

  1. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
  2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.
  3. Записка должна содержать не более пяти — десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
  5. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.

То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.

  1. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).
  2. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
  3. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
  4. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
  5. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Сретенский монастырь, «Новая книга» 1997.